+7(499) 50-696-55

Звоните или закажите обратный звонок

Как я сдавала FTEB

Для тех, кто, как и я, впервые увидел это слово, поясню, что FTEB — это First Certificate for Teachers of Business English, хотя это и не складывается в аббревиатуру. Этот сертификат выдаётся издательством Pearson, который Longman и идёт под лейблом LCCI, так что обладатели могут смело заявлять, что имеют сертификат LCCI. Я сама всё это узнала случайно, сходив на тренинг по наводке от коллеги на моих курсах английского на Павелецкой.

Сначала расскажу про сам экзамен. Его формат поражает воображение незатейливостью — вы получаете линованные листочки, на которых тупо от руки пишете весь экзамен. Никаких галочек-буквочек, всё old school. Как следствие, понятно, никакой компьютерной проверки, всё читается глазками экзаменаторов, поэтому объективность сильно под вопросом. Но, насколько я поняла, общий посыл экзамена таков, что правильных ответов нет, а есть только убедительные.

В нём три части, хотя первые две отличаются весьма формально: профессиональные способности (а именно, умение разговаривать и договариваться с клиентами, выяснять принципиальную информацию и рекламировать себя перед началом курса), методическая (собственно решение методических задач) и бизнес.

Для того, чтобы адекватно написать первые две, нужно иметь некоторое представление о реальности и учебном процессе, ну можно ещё почитать учебник по ТКТ, и в принципе этого будет достаточно. Сами задания, ИМХО, рассчитаны на людей, никогда не учившихся преподаванию, в них нет никаких специальных терминов. В подготовительных материалах, где приводятся примерные ответы, так и сказано, что ваш ответ может включать такие-то пункты, но по сути если ответ убедительный, он засчитывается.

Ещё в обеих частях есть приписка, что за правильный английский дадут добавочных 5 баллов (всего за каждую часть дают по 30 с чем-то). Некоторые понимают это так, что нужно расписывать всё текстом, и задания типа «как можно использовать аутентичные материалы?» начинают писать «Во-первых, аутентичные материалы можно использовать для вырабатывания навыка догадываться по контексту…» — и не укладываются по времени. Я лично писала буллет-пойнтами, и всё равно в самих этих пунктах то и дело приходилось заворачивать по два условных придаточных, даже если предложение не оформлено полностью. ИМХО, «правильный английский» не значит «как в школе», это просто значит без ошибок.

Бизнес-часть состоит из трёх заданий, но выполнить из них нужно любые два. Первое — дать определения или привести примеры каких-нибудь относящихся к бизнесу понятий, например, способов мотивирования сотрудников или перечислить виды компаний типа ООО и т.д. с определениями, что есть что. Второе — расставить слова в пропуски, там нужно знать коллокации по экономической теме. Третье — исправить формат и стиль неправильно написанного делового письма, вообще семечки для любого, кто сдавал кембриджские экзамены или вообще имел дело с оформлением делового письма.

Насколько всё это сложно — ИМХО, совсем не. Для получения сертификата надо наскрести всего 50%, это значит, что бизнес-часть можно ВООБЩЕ не делать, и всё равно получить сертификат. Или наоборот, сделать бизнес и чего-то чуть-чуть написать в первых двух. Сертификаты, впрочем, делятся на простой (до 59%), with merit (хорошо) и with distinction (отлично, от 75%). Я лично на момент сдачи экзамена преподавала бизнес-английский одной группе в течение 4х месяцев и получила with distinction, при этом «соседка по парте», которая уже 6 лет этим занимается и, судя по тренингу, гораздо, гораздо больше моего знает за бизнес, получила with merit.

Из чего напрашивается вывод, что знание собственно бизнес-тематики вовсе не ключевое, и наличие этого сертификата у преподавателя весьма условно что-то говорит о том, насколько он шарит в бизнесе. С другой стороны, если вы хотите завешать стенку рамочками с голограммами для солидности, тут можно получить своё без особого напряга, хотя, ИМХО, дороговато.

Ну и пару слов о тренинге. Это был интенсивчик от самого Pearson’а, пять дней с 10 до 5, а на шестой бог отдыхал был экзамен. К счастью, мои курсы английского на Павелецкой дали мне отгул от дневных занятий, но вечером всё равно приходилось работать, в итоге к экзамену я разболелась и писала его под температурой — возможно, именно это сказалось на результате 😉

Тренер Iain Saunders показал себя неоднозначно — вроде бы человек 12 лет преподаёт, и дело своё знает, и в экзаменах разбирается, и как бы не приходится сомневаться в его профпригодности, но в итоге сложилось впечатление, что он малость схалтурил с этим тренингом. Начал он с того, что его босс заставил его сделать самопрезентацию, что противоречит его британскому менталитету, после чего минут 5-7 с упоением рассказывал о том, как был миссионером, влюбился в чешку, переехал в Чехию, сделал ей четырёх детей и поёт в церковном хоре. Если он своих студентов учит так же представляться, это вызывает некоторые вопросы.

Вызывали сомнения и его способности к презентации — половину времени мы не понимали, что именно он сейчас нам рассказывает, к какому разделу это относится и зачем нам это знать. Практические задания он почему-то шептал, так что приходилось выяснять, что же надо делать, у коллег, которые лучше умеют читать по губам. Ну и вообще было ощущение, что он ожидал пойти на ура просто потому, что он от Пирсона, а тут внезапно — бац! — подготовленная аудитория, которая хочет реальной информации. Помимо прочего он толкнул нам морализм, что вот, дескать, мы тут все привыкли, что учащийся — это студент, и обращаться с ним можно как угодно, а в бизнес-мире учащийся — это клиент, и клиент всегда прав, и его надо ублажать. На что мы сразу дружно отреагировали, что учащийся, студент он там или бизнесмен, это прежде всего человек, и относиться к нему надо как к человеку, с уважением и пониманием.

Короче говоря, мой вердикт — если хочется красивую бумажечку, можно без особого труда сдать этот экзамен самостоятельно, а тренинг если чем и ценен, так это интенсивным общением с другими преподавателями, что позволяет смазать заржавевшие механизмы в голове, получить дозу креативной энергии и познакомиться с новыми и полезными людьми.

Юлия Жукова